Это исповедь замечательного педагога Марии Сониной, которая всегда восхищала меня своей открытостью. Верно говорят, что если хочешь сохранить авторские права, поделись своими находками со всеми в Интернете.
Путь педагога от первых попыток использовать ИКТ до мастерского, творческого владения ими, полагаю, очень интересен начинающим пользователям Интернет-сервисов.
Это чень поучительный пост для многих учителей, которые хотят сделать процесс обучения более современным, продуктивным и интересным для учащихся.
".........я постоянно учусь чему-то новому, осваиваю новые сервисы,
технологии, изучаю чужой опыт и ищу применение ему в своей педагогической
деятельности. Поэтому "4 этапа..." — скетч и про меня тоже.
И — про тех, кто ещё только в начале пути.
Мой старт в области использования сетевых технологий в
обучении был значительно более поздним — относительно всем известных
лидеров в этой области. С 2007 года я активно осваивала интерактивное
оборудование, создавала ЦОРы для интерактивной доски, использовала систему
голосования для организации тестирования на уроках и... сильно собою гордилась.
Читала, а иногда и писала на форумах (или публиковала какие-то свои разработки
уроков) порталов Сеть
творческих учителей и Открытый класс, на площадке последнего дважды приняла
участие в муниципальном конкурсе разработок учебных занятий с использованием
интерактивного оборудования. Нет, я, конечно же, слышала, что есть педагоги,
которые ведут в Сети блоги и создают свои персональные сайты, но не вполне
понимала, для чего это нужно мне. Меня вполне устраивало готовить ЦОРы в ПО
интерактивной доски и встраивать их в сценарии уроков.
Настоящий прорыв случился у меня летом 2011 года, когда
совершенно случайно набрела в Сети на конкурс "Искусство урока —
урок-искусство" (страница конкурса). Это был марафон длиной в несколько
месяцев, организованный +Елена
Тарасова (г. Тамбов). На первом этапе участники осваивали целую
подборку сетевых сервисов разного типа: хранения документов, "облака
слов", создания тестов и игр и т. д. Но мало было просто познакомиться с
сервисом — надо было сделать фрагмент урока с его использованием и
разместить на своей личной странице (один пример —
пока листала свою страницу, увидела, что некоторые сервисы, осваиваемые тогда,
уже не работают, материалы потеряны). На втором этапе участников поделили на
группы по три человека — я работала вместе с +Ольга
Панфилова (Псковская область) и +Надежда
Сухорукова (Астраханская область). Задача группы — совместно
создать разработку учебного занятия с использованием веб-сервисов. При этом
условия конкурса предполагали выкладывать в открытый доступ не только конечный результат, но и процесс —
как всё создавалось. Созданное учебное занятие надо было провести у себя в
школе, выложить самоанализ,фото и видео-отчёт. Это была очень интенсивная работа,
которая многому меня научила и наметила новые пути своей профессиональной
деятельности. Кстати, некоторыми материалами, созданными во время этого
конкурса, пользуюсь до сих пор. И именно в разгар конкурса я начала вести этот
блог.
И начался совершенно иной этап в моей педагогической
деятельности. Несколько обучающих конкурсов, которые организовывала +Елена
Годунова, активное использование ЦОРов, созданных в веб-сервисах, на
уроках, создание ЦОРов моими учениками, представление своего опыта
на муниципальном конкурсе "Учитель года" (презентация к
представлению опыта, презентация к мастер-классу). Первоначально, конечно,
это было похоже на какой-то безумный калейдоскоп, но постепенно начали
складываться контуры предметной образовательной среды — реальной и
виртуальной. Электронные тетради вместо бумажных, папка на Диске Google для
каждого класса (доступ к которой имеют и все ученики этого класса), выход на
различные формы сетевой коммуникации учащихся — в классе и за его
пределами). Огромную роль в этом сыграла, конечно, Академия
преподавателей Google (писала о ней здесь). Новые профессиональные контакты, возможность не
только учить, но и постоянно учиться самой.
Сеть сегодня позволяет пройти этот путь каждому. А, дойдя до
4 этапа, начать всё, ну, не совсем сначала, но возвращаться на отдельные стадии
в определённые моменты своей деятельности. Потому, что когда ты начинаешь
делиться своими опытом с другими, он прирастает, ретранслируется, обогащая и
тебя тоже. Обмен опытом в Сети даёт новые идеи, новые способы организации
деятельности. А какие-то события (например, ежегодная конференция "Информационные
технологии для Новой школы") позволяют развиртуализоваться с коллегами по
цеху, повысить свою уверенность в том, что ты на правильном пути. Перечитала
сейчас пункт: "Я владею цифровой грамотностью так же, как предметными
и педагогическими знаниями" и подумала, что уже практически не вижу
границы между ними. Содержание учебного предмета, методика его
преподавания, современные технологии обучения — как три кита любого
урока. Не помню, от кого услышала мысль о том, что технология никогда не
заменит педагога, но учителя, которые используют технологии, заменят тех, кто
этого не делает. Это реальность современного мира
Статья очень заинтересовала. Прочитала несколько раз. Необходимо время для осмысления и проработки отдельных абзацев. Спасибо за информацию! Вернусь к этому материалу ещё!!!
ОтветитьУдалитьДействительно интересная статья - всегда с удовольствием знакомлюсь с опытом коллег в области информационных технологий и их применения в образовательном процессе. Спасибо!
ОтветитьУдалитьОчень интересная статья. Я постараюсь в ближайшее время поближе познакомиться с ней!
ОтветитьУдалить