вторник, 3 марта 2015 г.





        Это исповедь замечательного  педагога Марии Сониной, которая всегда восхищала меня своей открытостью. Верно говорят, что если хочешь сохранить  авторские права, поделись своими находками  со всеми в Интернете.
        Путь педагога от первых попыток использовать ИКТ до мастерского, творческого владения ими, полагаю, очень интересен начинающим пользователям Интернет-сервисов.
        Это чень поучительный пост для многих учителей, которые хотят сделать процесс обучения более современным, продуктивным и интересным для учащихся.












".........я постоянно учусь чему-то новому, осваиваю новые сервисы, технологии, изучаю чужой опыт и ищу применение ему в своей педагогической деятельности. Поэтому "4 этапа..." — скетч и про меня тоже. И — про тех, кто ещё только в начале пути.

Мой старт в области использования сетевых технологий в обучении был значительно более поздним — относительно всем известных лидеров в этой области. С 2007 года я активно осваивала интерактивное оборудование, создавала ЦОРы для интерактивной доски, использовала систему голосования для организации тестирования на уроках и... сильно собою гордилась. Читала, а иногда и писала на форумах (или публиковала какие-то свои разработки уроков) порталов Сеть творческих учителей и Открытый класс, на площадке последнего дважды приняла участие в муниципальном конкурсе разработок учебных занятий с использованием интерактивного оборудования. Нет, я, конечно же, слышала, что есть педагоги, которые ведут в Сети блоги и создают свои персональные сайты, но не вполне понимала, для чего это нужно мне. Меня вполне устраивало готовить ЦОРы в ПО интерактивной доски и встраивать их в сценарии уроков.


Настоящий прорыв случился у меня летом 2011 года, когда совершенно случайно набрела в Сети на конкурс "Искусство урока — урок-искусство" (страница конкурса). Это был марафон длиной в несколько месяцев, организованный +Елена Тарасова (г. Тамбов). На первом этапе участники осваивали целую подборку сетевых сервисов разного типа: хранения документов, "облака слов", создания тестов и игр и т. д. Но мало было просто познакомиться с сервисом — надо было сделать фрагмент урока с его использованием и разместить на своей личной странице (один пример — пока листала свою страницу, увидела, что некоторые сервисы, осваиваемые тогда, уже не работают, материалы потеряны). На втором этапе участников поделили на группы по три человека — я работала вместе с +Ольга Панфилова (Псковская область) и +Надежда Сухорукова (Астраханская область). Задача группы — совместно создать разработку учебного занятия с использованием веб-сервисов. При этом условия конкурса предполагали выкладывать в открытый доступ не только конечный результат, но и процесс — как всё создавалось. Созданное учебное занятие надо было провести у себя в школе, выложить самоанализ,фото и видео-отчёт. Это была очень интенсивная работа, которая многому меня научила и наметила новые пути своей профессиональной деятельности. Кстати, некоторыми материалами, созданными во время этого конкурса, пользуюсь до сих пор. И именно в разгар конкурса я начала вести этот блог.


И начался совершенно иной этап в моей педагогической деятельности. Несколько обучающих конкурсов, которые организовывала +Елена Годунова, активное использование ЦОРов, созданных в веб-сервисах, на уроках, создание ЦОРов  моими учениками, представление своего опыта на муниципальном конкурсе "Учитель года" (презентация к представлению опыта, презентация к мастер-классу). Первоначально, конечно, это было похоже на какой-то безумный калейдоскоп, но постепенно начали складываться контуры предметной образовательной среды — реальной и виртуальной. Электронные тетради вместо бумажных, папка на Диске Google для каждого класса (доступ к которой имеют и все ученики этого класса), выход на различные формы сетевой коммуникации учащихся — в классе и за его пределами).  Огромную роль в этом сыграла, конечно, Академия преподавателей Google (писала о ней здесь). Новые профессиональные контакты, возможность не только учить, но и постоянно учиться самой.


Сеть сегодня позволяет пройти этот путь каждому. А, дойдя до 4 этапа, начать всё, ну, не совсем сначала, но возвращаться на отдельные стадии в определённые моменты своей деятельности. Потому, что когда ты начинаешь делиться своими опытом с другими, он прирастает, ретранслируется, обогащая и тебя тоже. Обмен опытом в Сети даёт новые идеи, новые способы организации деятельности. А какие-то события (например, ежегодная конференция "Информационные технологии для Новой школы") позволяют развиртуализоваться с коллегами по цеху, повысить свою уверенность в том, что ты на правильном пути. Перечитала сейчас пункт: "Я владею цифровой грамотностью так же, как предметными и педагогическими знаниями" и подумала, что уже практически не вижу границы между ними. Содержание учебного предмета, методика его преподавания, современные технологии обучения — как три кита любого урока. Не помню, от кого услышала мысль о том, что технология никогда не заменит педагога, но учителя, которые используют технологии, заменят тех, кто этого не делает. Это реальность современного мира

3 комментария:

  1. Статья очень заинтересовала. Прочитала несколько раз. Необходимо время для осмысления и проработки отдельных абзацев. Спасибо за информацию! Вернусь к этому материалу ещё!!!

    ОтветитьУдалить
  2. Действительно интересная статья - всегда с удовольствием знакомлюсь с опытом коллег в области информационных технологий и их применения в образовательном процессе. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  3. Очень интересная статья. Я постараюсь в ближайшее время поближе познакомиться с ней!

    ОтветитьУдалить